Юлия Третьякова

СТРАСТИ ПО НЕВЕДЕНИЮ. ЧТО МЫ ПРЕДПОЧИТАЕМ НЕ ЗНАТЬ И ПОЧЕМУ?

Страсть по неведению, как это ни парадоксально, сегодня, в век научно-технического прогресса, цифровых технологий и интернета получила тотальное распространение.

 

Французский психоаналитик Жак Лакан позаимствовал термин «страсти по неведению» в буддизме, чтобы описать как его пациенты делали все возможное, чтобы избежать признания причины своих страданий, хотя при этом большинство из них приходили к нему, утверждая, что хотят в этой причине разобраться.

 

Люди во все времена пытались избежать столкновения с травмирующим знанием, а общества находили новые способы отрицания информации, чтобы поддержать существующий порядок.

 

В настоящее время мы переживаем революционные изменения в природе знаний. Развитие генетики, нейронауки и больших данных изменило наше понимание того, что можно знать о человеке. Появление новых видов информации порождает новые тревоги, вызванные трудностями в понимании значения этой информации, а также вопросами о том, кто имеет к ней доступ и как может использовать ее.

 

Две тесно связанные темы: незнание (неведение) и непризнание (игнорирование), с одной стороны, представляют собой проблему, а с другой стороны, и то и другое имеет свой смысл и преимущества. Например, неведение представляет опасность, когда оно само по себе рассматривается как добродетель. Или еще пример: иногда отрицание того, что очевидно, может быть стратегией, от которой зависит выживание. Там, где травмирующие знания влияют на самочувствие индивида, неведение зачастую идет рука об руку с отрицанием.

 

Как именно действует страсть по неведению в самых разных ситуациях- в любви и болезни, во время войны и при трансформации субъекта в большие данные? Как получилось, что на смену стратегическому принципу «хочу все знать» пришел принцип «игнорируй всех и вся»?

 

Оформление статьи: linor mg on Behance

 

 

Юлия Третьякова