Иван Кудряшов
Одна из путеводных нитей для многих, кто начинает интересоваться психологией, а затем возможно и идёт в терапию – это открытие того факта, что не всё, что я делаю, я на самом деле хочу. Или ещё глубже: не все “мои желания” – действительно мои. Есть среди них много наносного, заимствованного, навязанного. Если существуют программы, работающие в моей психике, то можно ли поставить вопрос о своём истинном или даже глубинном желании?
Для меня это было именно так, я пришёл к философии и психологии через осознание того, что хочу прожить свою жизнь без диктата программирующих установок, которые даже не выбирал. Но, как ни странно, в какой-то момент я от этой идеи постепенно отказался. Несмотря на её значимость в прошлом, изучение психоанализа и личный анализ постепенно сделали такое деление неактуальным. Об этом я вспомнил после того, как Алексей Соловьёв, один из моих коллег и соавторов задал мне на подкасте вопрос.
Звучал он так: В статье «Девальвация подлинности» мы рассматривали историю «подлинного существования», которая благодаря экзистенциалистам в первой половине ХХ века завладела умами многих европейцев. Но вот прошло время и в современную эпоху тема самореализации, аутентичности, возможности «быть собой» обрела совершенно иной смысл и теперь это скорее похоже на заезженную рекламу. Как ты думаешь, что произошло за последние сто лет с этой темой, и каким образом человеку возможно продвинуться в том, чтобы действительно жить свою собственную жизнь на фоне эпидемии симуляций и фальшивых сценариев вокруг темы «подлинного существования»?
Я честно попытался на него ответить, не стремясь создать образ некого гуру или знатока, который уж точно достиг своего «истинного желания» и потому имеет право работать с другими. Я начал с того, что сама идея аутентичности мне кажется некоторой языковой игрой или даже иллюзией. Это продуктивная иллюзия, позволявшая человеку (условно XIX-начала XX в.) противостоять отчуждению, механизации и даже избыточной рационализации жизни. Быть собой, жить своей жизнью – это такой интеллигентский миф. А чью ещё ты жизнь можешь жить? Суть вопроса ведь не в настоящести или происхождении тех или иных идей, практик, желания, а в том, какова цена всех принятых (как свои) привычек/ценностей, в т.ч. насколько они конфликтуют с теми желаниями, которые в тебе возникают?
В этом плане для современного человека данная языковая игра – это уже игра на понижение, игра, чреватая дефектом несовпадения вызовам вокруг. За последние сто лет всё в культуре обросло слоями иронии и фальши, почти всё освоено ушлыми «дискурсмонгерами», направляющими любые идеи (даже о естестве, теле или спонтанности) в русла своих кошельков или другой формы оболванивания.
У меня нет чёткого ответа для всех на вопрос «что же пришло или должно прийти на смену “подлинного существования” у человека?». Однако, лично для себя я думаю, что прежде всего нужны дерзость и создание или совершенствование техник присвоения смыслов, идей, практик. Такой образ уязвим для критики, если вы продолжаете держаться за идеализм, вещающий, что вы не просто живёте в хламе идеологий и культурных фрагментов, а якобы вам действительно уготован ваш особый путь. Психоанализ постепенно сместил мои ощущения, да и прежде идеализм мне был не близок.
Приведу пример из своей жизни: когда-то лет 5-7 назад от одного авторитетного психоаналитика я услышал фразу «Одно из самых тупых выражений – это “истинное желание”». И тогда я уже кое-что понял, но всё ещё не был согласен. Но с ходом личного анализа это выражение ушло из моих уст и моих текстов, просто потому что стали более очевидны другие вещи.
Во-первых, хорошо если у вас какое-то желание уже есть (состояние депрессии и апатии субъективно тяжелее). Во-вторых, ещё лучше если вы хоть что-то про него поняли, осознали. И в-третьих, совсем замечательно, если вы отдаёте себе отчёт в том, что это желание о вас говорит, какую цену требует и знаете об альтернативах его реализации. Заметьте здесь нет нигде вопроса а чье оно и откуда? Потому что на это нет времени, жизнь можно потратить на выяснение его истоков, но тогда саму жизнь вы не проживете. Поэтому мой рецепт, но не совет: желать и жить, и понимая что-то про это и себя, верить что новые желания будут меняться вместе с этим пониманием.
Ну а если эта тема вас заинтересовала, то продолжение разговора смотрите здесь:
Психоанализ это про ответственность. Принять на себя ответственность за свою жизнь и за свои выборы, которые привели к тем или иным результатам – это важный этап на пути изменений. Это относится и к выбору пси-специалиста.
Именно поэтому мы не стали делать на нашем сайте универсальную форму для записи, и предлагаем вам самостоятельно выбрать, с каким специалистом вы хотите работать, и связаться с ним лично.
На что можно обратить внимание:
Фотография. Выберите человека, который визуально вам приятен и не вызывает отторжения.
Манера говорить. Возможно вы человек, который выбирает не глазами, а ушами, и вам важно, как человек общается и выстраивает коммуникацию. У нас на сайте в анкете специалиста можно послушать короткие аудиофайлы его выступлений.
Мужчина или женщина. Попробуйте понять, со специалистом какого пола вы хотели бы работать. Если это не важно, не обращайте внимания на этот пункт.
История. Если вы ориентируетесь на смысл, вам могут помочь слова, с помощью которых специалист презентует себя. Для самых дотошных, в конце анкеты есть подборка статей специалиста, опубликованных на сайте.
Образование. В образовании психоаналитика большое значение имеет личный анализ. Важно, чтобы человек, который берётся работать с бессознательным других людей, сначала достиг какого уровня согласия с собственными проблемами. Но оценить качество личного анализа специалиста сложно. Поэтому мы посчитали необходимым уделить внимание также формальным признакам образования в виде дипломов и сертификатов о повышении квалификации, информацию о которых вы также сможете найти в анкете специалиста.
Деньги – один из симптомов современности. Сложно найти человека, у которого ровные безболезненные отношения с деньгами. Поэтому плата за анализ в лакановском психоанализе является инструментом работы, и назначается индивидуально.
Что это значит? На первой сессии пси-специалист и пациент договариваются о частоте встреч (обычно 1-2 сессии в неделю), а также о сумме платы за одну сессию. Сумма, которую вы платите, должна быть значимой для вас, и такой, которую вы можете себе позволить с учётом уровня вашего дохода.
У платы за анализ есть две стороны:
Анализант платит своим желанием, когда работает в кабинете аналитика и добивается изменений в жизни. А деньги лишь способ сделать работу желания более явной.
Аналитик платит своей субъективностью, от которой он отказывается на время сессии, чтобы анализант мог наполнить отношения с пси-специалистом любым содержанием, которое подсказывает ему его бессознательное. И за это аналитик берёт плату деньгами, чтобы не было соблазна получить от анализанта что-то ещё.