Юлия Третьякова
В начале XX века Фрейд заложил основы радикально нового, не сексологического, не медицинского подхода к пониманию человеческой сексуальности. Он высказал положения о том, что человеческая сексуальность всегда уже отклоняется от человеческой биологии и является полиморфно-перверсивной.
Во времена Фрейда сексуальные отношения были продиктованы традиционными взглядами, когда единственно нормальным считался гетеросексуальный половой акт, ведущий к зачатию. Все акты, которые выходили за пределы этого, назывались порочными: анальный секс с женщиной, оральный секс, гомосексуальные отношения и др. Поцелуи и ласки не относились к перверсивным только в том случае, если они не касались половых органов партнера. Собственные репродуктивные органы должны вступать в контакт только с половыми органами противоположного пола, любой другой вариант приравнивался к перверсии. Сегодня же такие «перверсии», как минет, куннилингус, анальный секс и др. практикуются большей частью населения. Движения за гражданские права и изменение культурных традиций запретили психиатрии борьбу с гомосексуализмом, геронтофилией, минетом, порно-шоу.
Фрейд сделал феноменальное открытие: гомосексуальность и перверсия не относятся к патологии. Он обратил внимание на тот факт, что те сексуальные отношения, которые мы признаем в качестве нормальных, на деле лишь успешный «бриколаж» перверсий (Бриколаж – это творческое использование любых подручных элементов и материалов, независимо от их первоначального предназначения, для создания новых предметов и объектов). «Нормальный» коитус – это не что иное, как успешный бриколаж любви, хлипкая конструкция, сделанная из подручных материалов, вытекающих из прегенитальной фазы сексуальности и выглядящих как «перверсия», если рассматривать их по отдельности.
Сегодня сексуальное проникновение, ограниченное строго целями репродукции, как правило, считается отклонением. В нормальном коитусе люди пробуют какие-либо «перверсивные» формы пока есть взаимное желание и согласие. Неважно, на какие ухищрения для этого идет пара, главное, чтобы в конце они добрались до «блаженного» оргазма. Это удовольствие стало священным для нашей современной культуры. С этой точки зрения, перверт – это тот, кто зафиксирован на одном фрагменте бриколажа, так как достижение оргазма для него возможно только в случае наличия «определенного объекта».
Тема перверсии всегда была в фокусе именно психоаналитических исследований, а не психологических или психотерапевтических. Многие сексологи занимались тщательным описанием перверсии, но теории возникали исключительно в поле психоанализа по той причине, в случае перверсий ключевая роль сексуальности является неопровержимой.
Фрейд никогда не излагал связного, строгого и логически сформулированного основания, на которое он сам опирался, что главным фактором душевного разлада является сексуальность. Тем не менее мы можем сказать, что Фрейд включал в сексуальную сферу, во-первых, желания, которые влекут за собой определенные действия, а во-вторых, Другого как субъекта.
Перверсивные феномены возвращают нас к вульгарной реальности. Также очевиден тот факт, что и психоанализ не относится к разряду респектабельных дисциплин. Даже сегодня он все равно не полностью десексуализирован и по-прежнему отводит сексуальности роль того, что всегда переполняет жизнь людей. На чем завязаны почти все романы, фильмы, песни, слухи, если не на любви и сексе? Любовь, эрос, проблемы взаимоотношений поглощают большую часть нашей жизни. Когда кто-то начинает рассказывать о любви, наши уши навостряются.
Многие считают, что теории Фрейда – это предубеждения, согласно которым телесное доминирует над психическим. Сегодня Фрейда обвиняют уже не в пансексуализме, а скорее в отелеснивании: в приверженности тому, что вся психическая деятельность, даже высшая психическая деятельность, может быть прослежена обратно к вопросам груди, контролю сфинктеров, манипуляций с пенисом и прочему. На самом деле Фрейд создал психоанализ на основе понимания, что ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – это ПЛОТЬ, ПРОШИТАЯ ЯЗЫКОМ, ТЕЛЕСНОЕ – ЭТО ОЗНАЧАЮЩЕЕ.
Никто из нас, даже те, кто путешествует между континентами, не способен отделить себя от своего собственного тела, с которым навеки скреплен. Фрейд призывает нас вернуться назад, к своим первоначальным истокам: к нашему нутру, эгоцентричному и соматоцентричному миру, из которого вышли мы навстречу нашим центробежным и абстрактным приключениям. Именно перверсивная эротика оказывается тем местом, в котором сведение духовного к либидинально-соматическому торжествует.
Более подробно тема перверсий будет раскрыта на лекции, которая состоится 28 октября в 16:00 в пространстве ABRI по адресу деловой центр Европа (Красный проспект, 182/1), офис 804. Нам предстоит разговор не только о перверсиях, но и о психоанализе, о клинике, о неврозе и психозе, удовольствии и счастье. Ведущая: психоаналитик Третьякова Юлия.
другие статьи специалиста
Перверсивность заключается в преобразовании травмы ревности в особый способ сексуального наслаждения.
Подлинная суть перверсий заключается в этической несогласованности с наслаждением другого, в желании использовать другого в качестве субъекта для того, чтобы получить удовольствие.
В начале XX века Фрейд высказал положения о том, что человеческая сексуальность всегда уже отклоняется от человеческой биологии и является полиморфно-перверсивной.
Современное общество делает акцент на индивидуализм и требует от людей быть заметными. Нехватка признания от других вызывает психологическое страдание, которое может привести к гневу и актам насилия.
Когда мы захвачены любовной страстью, слишком ясное видение другого может поставить фантазию под угрозу, поэтому влюбленные закрывают глаза, чтобы сохранить свой пыл.
Век научно-технического прогресса, цифровых технологий и интернета породил свою крайность.
Психоанализ это про ответственность. Принять на себя ответственность за свою жизнь и за свои выборы, которые привели к тем или иным результатам – это важный этап на пути изменений. Это относится и к выбору пси-специалиста.
Именно поэтому мы не стали делать на нашем сайте универсальную форму для записи, и предлагаем вам самостоятельно выбрать, с каким специалистом вы хотите работать, и связаться с ним лично.
На что можно обратить внимание:
Фотография. Выберите человека, который визуально вам приятен и не вызывает отторжения.
Манера говорить. Возможно вы человек, который выбирает не глазами, а ушами, и вам важно, как человек общается и выстраивает коммуникацию. У нас на сайте в анкете специалиста можно послушать короткие аудиофайлы его выступлений.
Мужчина или женщина. Попробуйте понять, со специалистом какого пола вы хотели бы работать. Если это не важно, не обращайте внимания на этот пункт.
История. Если вы ориентируетесь на смысл, вам могут помочь слова, с помощью которых специалист презентует себя. Для самых дотошных, в конце анкеты есть подборка статей специалиста, опубликованных на сайте.
Образование. В образовании психоаналитика большое значение имеет личный анализ. Важно, чтобы человек, который берётся работать с бессознательным других людей, сначала достиг какого уровня согласия с собственными проблемами. Но оценить качество личного анализа специалиста сложно. Поэтому мы посчитали необходимым уделить внимание также формальным признакам образования в виде дипломов и сертификатов о повышении квалификации, информацию о которых вы также сможете найти в анкете специалиста.
Деньги – один из симптомов современности. Сложно найти человека, у которого ровные безболезненные отношения с деньгами. Поэтому плата за анализ в лакановском психоанализе является инструментом работы, и назначается индивидуально.
Что это значит? На первой сессии пси-специалист и пациент договариваются о частоте встреч (обычно 1-2 сессии в неделю), а также о сумме платы за одну сессию. Сумма, которую вы платите, должна быть значимой для вас, и такой, которую вы можете себе позволить с учётом уровня вашего дохода.
У платы за анализ есть две стороны:
Анализант платит своим желанием, когда работает в кабинете аналитика и добивается изменений в жизни. А деньги лишь способ сделать работу желания более явной.
Аналитик платит своей субъективностью, от которой он отказывается на время сессии, чтобы анализант мог наполнить отношения с пси-специалистом любым содержанием, которое подсказывает ему его бессознательное. И за это аналитик берёт плату деньгами, чтобы не было соблазна получить от анализанта что-то ещё.