Светлана Нечитайло
Как-то на Behance наткнулась на фотосессию под названием Mirror Stage. Автор – турецкая дизайнерка и фотохудожница Джемре Онертюрк – сообщает, что работа вдохновлена теорией психоаналитика Жака Лакана. Однако, вопреки тренду, никаких зеркал или детей для того, чтобы проиллюстрировать стадию зеркала, она не использовала. В этой серии работ был снят кусок красного полотна в разных состояниях, которым она дала названия.
Почему это Стадия зеркала? Во-первых, есть воображаемый образ – собственно покрывало, регистр Воображаемого в лакановской топике. Покрывало прикрывает нечто, что мы можем обозначить как Реальное, если обращаться к той же лакановской топике. Реальное – это та невообразимая хтонь, с которой раньше времени лучше не встречаться, да и после смерти хочется тоже чего-нибудь воображаемого – какой-нибудь тоннель со светом в конце, рай или даже ад, лишь бы не сталкиваться с этой дырой, у которой нет ни слова, ни образа.
Мы видим, что покрывало крепко натянуто на струне Символического, поэтому оно не падает, не сминается, и позволяет Воображаемому выполнять свою функцию – прикрывать нас от Реального. И, что важно, за покрывалом угадываются черты какого-то тела. По мысли Лакана, ребенок проходит через стадию зеркала в возрасте с 6 до 18 месяцев, и завершается эта процедура формированием собственного образа тела.
Стадию зеркала как этап, необходимый для того, чтобы собрать образ тела, можно наблюдать и у животных. Лакан приводит пример с одинокой голубкой, которая растет в неволе. Чтобы у такой особи сформировались половые железы, разводчики помещают перед ней зеркало. Разумеется, когда голубь растет в стае себе подобных, зеркало ему не нужно, так как сородичи выполняют роль этого зеркала. Но в условиях изоляции, чтобы этот образ тела животное смогло сформировать, и как следствие – сформировать половые железы, поскольку половая идентификация является частью образа тела, перед ним и помещают его собственное отражение.
В примере с животными все остается на уровне Воображаемого. Символического в животном мире нет, поскольку нет языка. У некоторых животных мы обнаруживаем зачатки языка знаков, представление об иерархии, что тоже относится к символическому порядку, но полноценного использования означающих, где имеет место скольжение от одного значения к другому, а значит и возможность двойного смысла – такого нет.
Человеку в отличии от голубки нужно не просто освоить свою раздробленность как полноту, но и интегрировать себя удовлетворительным образом в мир опознавательных знаков, который представлен для него поступками и словами матери. А это уже операция символическая, для реализации которой необходимо, чтобы некий утраченный объект обрел ценность означающего. «Есть нечто лучшее, нежели грудь матери, – говорит Лакан, – а именно фаллос». Другими словами, нужно согласиться нечто утратить, выронить изо рта сосок, чтобы в результате образовавшейся нехватки войти в язык, научиться замещать недостающее означающее другим, т.е. стать человеческим существом (фаллос – означающее нехватки, которое взято с тела, и сводит все значения воедино).
Воображаемое маскирует Реальное, позволяет не сталкиваться с ним напрямую. Однако Воображаемое всегда работает в связке с Символическим. Чтобы покрывало развевалось на ветру, заслоняя от нас объект по другую сторону от него, оно должно быть натянуто на веревке Символического, а не лежать бесформенной массой на траве. Образ тела нуждается в этой подпорке со стороны Символического. Если эта подпорка слабая, то воображаемое провисает, или в нем даже могут появляться дыры. Это то, что мы можем наблюдать в психозе. Там, где невротик может опереться на Отцовскую метафору как место всех означающих, как копилку всех значений, откуда он может вытаскивать то одно значение, то другое, и как-то обходиться с невыносимым, в психозе происходит замирание значения.
Замирание значения означает невозможность диалектической операции, когда одно значение не отсылает больше к другому, и цепочка означающих не раскручивается и замыкается на себя, а любое рассуждение обрывается и заканчивается отсылкой к универсальному объяснению. Голоса, на которые иногда жалуются психотики – это собственные означающие психотического субъекта, которые были форклюзированы, для которых в его символической картине просто не было места, и поэтому они приходят как будто бы от Другого. Галлюцинации – способ с помощью воображаемого закрыть дыру Реального там, где символическое не справляется, и тело оказывается переполнено влечениями, никак не ограниченными со стороны языка. Поэтому фотографию, где на траве лежит скомканное покрывало, Джемре озаглавила «без самоидентификации».
Однако какие-то важные означающие могут быть форклюзированы и в неврозе. Мы говорим «дыра» в том смысле, что это не пустота и не бездна, речь не идет о полном отсутствии символического порядка, скорее это место, где что-то изъято и вокруг чего образуется порядок. И в случае невроза в Другом также нельзя найти ответы на все вопросы. Есть базовые вопросы о смысле жизни и смерти, вопросы о разнице полов, ответы на которые субъекту придется искать самостоятельно. И эта структуральная дыра в Другом как раз и позволяет нам желать и проявляться как субъекту, и выстраивать вокруг этого какой-то фантазм как ответ на вопрос, чего хочет другой, и следовательно – чего хочу я?
Но что находится по ту сторону воображаемого покрывала, к чему мы получаем доступ через эти дыры, прорехи в ткани символического? В главе «Введение в Реальность» в седьмом семинаре посвященном «Этике» Лакан описывает это термином das Ding, Вещь.
Das Ding – это «вещь, которая занимает центр субъективного мира», вокруг которого располагается организованный как совокупность означающих мир бессознательного. Однако в центре оно находится в том смысле, что оно из картины исключено, изъято как дырка от бублика, и залегает где-то вовне Я. Лакан использует здесь фрейдовский термин Fremde, это нечто чужое, а порой и враждебное. Чужое в том смысле, что это первое, что предстоит юному субъекту в качестве ему внеположенного, и одновременно служащего на пути его продвижения главным ориентиром. Продвигается же субъект, оглядываясь, сверяясь с миром своих желаний. А движется субъект в направлении Вещи, das Ding. «Ясно, что то, что предстоит в данном случае отыскать, найти не удастся. Объект по самой природе своей безвозвратно утрачен. И найден заново он никогда не будет», – говорит Лакан.
Das Ding – это также источник всякого блага, или того, что предстает субъекту в качестве такового, в качестве хорошего объекта. Но поскольку на уровне бессознательного das Ding предстает законом произвола (материнский закон, который противоположен закону Отца), то этот хороший объект является одновременно и плохим объектом, который фигурирует в школах Мелани Кляйн. На самом деле, говорит Лакан, нет хорошего или плохого объекта, есть хорошее и плохое, и есть Вещь. Плохое и хорошее относятся к разряду представлений. Они – признаки, ориентирующие субъекта в соответствии с принципом удовольствия, а das Ding – это то, что располагается на уровне принципа реальности.
Первичным объектом, выделенным из реальности, для ребенка является материнская Вещь, которая занимает место das Ding. Это еще не мать в привычном смысле слова, а своеобразный набор неясных впечатлений от материнского тела. Т.е. она как бы в разобранном состоянии, но какая-то оболочка у нее уже есть. Вот эта оболочка и есть то странное означающее, которое больше на стороне объекта. Это Вещь. В течение жизни она получает разное наполнение, но остается в каком-то смысле прежней – тем самым утраченным объектом, который предстоит отыскать.
Последняя фотография, – красный ошметок, распластанный по траве, – это уже не тело. Абсолютное отсутствие, что-то, на что невозможно смотреть, потому что там ничего нет. Что-то подобное появляется на месте смерти Эдипа, когда он уже слышит из-под земли голос Зевса, и его родные уходят, но раздается удар грома и оборачиваются. И то, что они видят на том месте, где оставили Эдипа – это нечто на земле, чему нет ни слова, ни образа. И они в ужасе отворачиваются, потому что это Реальное, которое смотрит оттуда на человека, настолько невыносимо, что если этот зазор еще хоть немного увеличится, субъект вынужден будет галлюцинировать, чтобы его закрыть. И собственно эта фотография – это и есть такая галлюцинация, попытка изобразить то, чего нет.
При оформлении статьи использованы работы Джемре Онертюрк: https://www.behance.net/gallery/79155713/m-i-r-r-o-r-s-t-a-g-e
другие статьи специалиста
Интерпретация Фрейда нацелена на смысл, Лакан предлагает не расшифровывать, не связывать, а распускать. Отказаться вышивать как окончание анализа.
Почему тупики бессознательного проявляются преимущественно в любви, и что означает фраза Лакана “Любить – это дарить другому то, чего у тебя нет”.
Красное покрывало, растянутое на веревке на фоне молодых еловых посадок – так начинается эта крайне необычная фотосессия. Первое фото озаглавлено Mirror Stage.
Как известно, Жак Лакан на вопрос, что делает человека психоаналитиком, ответил: “Психоаналитик авторизуется самим собой, – а потом, поразмыслив, добавил, – и чем-то ещё”.
О связи между военным неврозом и Идеалом-Я, который встает на место влечения к смерти и придает ему смысл социальной связи.
Фрейд изобретает психоанализ в той точке, где он сталкивается с ограничениями психотерапии.
Психоанализ это про ответственность. Принять на себя ответственность за свою жизнь и за свои выборы, которые привели к тем или иным результатам – это важный этап на пути изменений. Это относится и к выбору пси-специалиста.
Именно поэтому мы не стали делать на нашем сайте универсальную форму для записи, и предлагаем вам самостоятельно выбрать, с каким специалистом вы хотите работать, и связаться с ним лично.
На что можно обратить внимание:
Фотография. Выберите человека, который визуально вам приятен и не вызывает отторжения.
Манера говорить. Возможно вы человек, который выбирает не глазами, а ушами, и вам важно, как человек общается и выстраивает коммуникацию. У нас на сайте в анкете специалиста можно послушать короткие аудиофайлы его выступлений.
Мужчина или женщина. Попробуйте понять, со специалистом какого пола вы хотели бы работать. Если это не важно, не обращайте внимания на этот пункт.
История. Если вы ориентируетесь на смысл, вам могут помочь слова, с помощью которых специалист презентует себя. Для самых дотошных, в конце анкеты есть подборка статей специалиста, опубликованных на сайте.
Образование. В образовании психоаналитика большое значение имеет личный анализ. Важно, чтобы человек, который берётся работать с бессознательным других людей, сначала достиг какого уровня согласия с собственными проблемами. Но оценить качество личного анализа специалиста сложно. Поэтому мы посчитали необходимым уделить внимание также формальным признакам образования в виде дипломов и сертификатов о повышении квалификации, информацию о которых вы также сможете найти в анкете специалиста.
Деньги – один из симптомов современности. Сложно найти человека, у которого ровные безболезненные отношения с деньгами. Поэтому плата за анализ в лакановском психоанализе является инструментом работы, и назначается индивидуально.
Что это значит? На первой сессии пси-специалист и пациент договариваются о частоте встреч (обычно 1-2 сессии в неделю), а также о сумме платы за одну сессию. Сумма, которую вы платите, должна быть значимой для вас, и такой, которую вы можете себе позволить с учётом уровня вашего дохода.
У платы за анализ есть две стороны:
Анализант платит своим желанием, когда работает в кабинете аналитика и добивается изменений в жизни. А деньги лишь способ сделать работу желания более явной.
Аналитик платит своей субъективностью, от которой он отказывается на время сессии, чтобы анализант мог наполнить отношения с пси-специалистом любым содержанием, которое подсказывает ему его бессознательное. И за это аналитик берёт плату деньгами, чтобы не было соблазна получить от анализанта что-то ещё.