Анжела Остахова
То знание о себе, в котором я утвердилась, побывав во Франции, это, что от блошиных рынков, да и вообще от рынков, я получаю больше удовольствия, чем от музеев. С одной стороны, я, как человек культурный и образованный, чья тяга к знаниям не удовлетворена четырьмя дипломами о высшем образовании, и который, став на путь образования психоаналитика, признал тем самым, что учиться будет всю свою жизнь, ходить по музеям люблю. С другой стороны, есть моя личная история.
Когда я была совсем маленькой, я обожала приходить на работу к своему отцу, который зарабатывал на жизнь мясником на главном рынке нашего города. Мне нравилась вечная суета торговых рядов, запахи специй, солений и сухофруктов. Мне нравилось видеть, как отец ловко разрубал свиные туши, и как он шутил с покупателями. Но больше всего мне нравилось, когда он, закончив работу, брал меня за руку и мы спускались в прохладные подвалы. Мы проходили по длинным плохо освещенным коридорам, мимо холодильников и весовых, и мы оказывались в просторном помещении, среди коллег моего отца, таких же как он, молодых и сильных, уставших после трудового дня. Отмахав топорами смену, они отдыхали, играли в бильярд (да-да, там стоял настоящий огромный бильярдный стол), вели негромкие беседы, немножко выпивали под хорошую закуску, и кто-то обязательно находил в своих карманах шоколадку или мандаринку для меня. Там был еще один стол, с большими шахматами, и отец учил меня, как ходят фигуры, и другим премудростям игры. В то время, как моя мать ждала наверху, полагая, что подвалы рынка – это грязь, пьянство и разврат, а меня отправляла, дабы отец устыдился со мной там задерживаться, я оказывалась практически в закрытом мужском клубе 70-х. Я любовалась этими красивыми мужчинами (такими они мне виделись), которые учитывали мое присутствие, и поедала подаренное лакомство. Там не было других женщин и мне было хо-ро-шо!
Так вот, когда я иду в музей, я уже примерно знаю, что там увижу – музей истории, музей археологии, музей быта, музей прекрасного искусства… И примерно знаю, кого там встречу – служителей, экскурсоводов и таких же туристов, как я. Точь в точь как сказала героиня одного известного советского фильма: «В этой Третьяковке одни командировочные и гости столицы».
А вот, если брести, не торопясь, сквозь пестрые ряды местных торговцев, разглядывать разные диковинные штучки, заботливо разложенные ими на импровизированных прилавках вокруг себя, вслушиваться в речь аборигенов, которая совсем не похожа на академический французский, которая непонятная и понятная одновременно, погружаться в какую-то другую простую жизнь, есть в этом всем для меня особое удовольствие. Кстати, упрощение – это то, чему я еще учусь у французов, но об этом я напишу как-нибудь в другой раз. А в этот раз, на блошином рынке в Бордо мой ориентированный психоанализом взгляд не оставил без внимания ковры, напоминающие о кушетке Фрейда, металлический банан, который прекрасно вписался бы в интерьер психоаналитического кабинета, лампу, из которой в кино обычно появляются джинны, чтобы исполнить все заветные желания истеричек.
И вдруг, среди всего этого великолепия мне встречается почти что Das Ding, Вещь в себе…
Среди цветочных горшков был один, который выделялся тем, что с его дна на меня смотрел глаз, по всей видимости женский. По форме и размеру этот горшок больше напоминал ночную вазу, а по кружевному бортику, пасторальной лепнине снаружи и росписи в пастельных тонах – свадебный подарок. К тому же, надпись по краю в переводе с французского гласила: Да здравствует невеста (Vive la mariée). Прояснение у торговцев, оказавшихся совсем юными француженками, вопросов – что же это за вещь такая и зачем на дне горшка глаз, не особо пролили свет, они и сами не знали историю этого предмета. Зато мне вспомнилось из Семинара 11 Жака Лакана место, где он говорит про поле фрейдовских влечений, про объекты – причины желания, про способ любить себя посредством другого, где он сводит их буквально к «видеть меня, слышать меня, сосать меня, ср@ть на меня» (простите мне мой французский, но у Лакана именно так, откройте русскую версию на странице 199).
В общем, у меня родилась своя интерпретация сообщений, зашифрованных в этом предмете, ироничная: жена, которая бывшая невеста, будто бы сообщает своему избраннику «я присматриваю за тобой даже в самые интимные моменты твоей жизни», и муж, которому будто бы и не остается другого выбора, отвечает «ты присматриваешь за мной, но я ср@ть на тебя хотел». Это так похоже на историю моих родителей: мать, которая приходит на работу отца, потому что хочет его контролировать, и отец, который находит способ, как из-под контроля жены ускользнуть. Может в иронии и был секрет их долгого брака?
Позже, полистав интернет, я нашла другую интерпретацию, которую предлагает Пражский музей горшков и туалетов (представляете, есть такой): «всё увиденное останется тайной». Еще один «способ любить себя посредством другого», когда один доверяет другому и сообщает, что временами бывает слаб, ибо когда человек снимает штаны, чтобы справить естественные надобности, он всегда уязвим и беззащитен, а другой, будучи свидетелем этой слабости, никогда не станет тыкать палкой в больное место. Хорошая метафора, чтобы немного больше понять о любви.
Психоанализ это про ответственность. Принять на себя ответственность за свою жизнь и за свои выборы, которые привели к тем или иным результатам – это важный этап на пути изменений. Это относится и к выбору пси-специалиста.
Именно поэтому мы не стали делать на нашем сайте универсальную форму для записи, и предлагаем вам самостоятельно выбрать, с каким специалистом вы хотите работать, и связаться с ним лично.
На что можно обратить внимание:
Фотография. Выберите человека, который визуально вам приятен и не вызывает отторжения.
Манера говорить. Возможно вы человек, который выбирает не глазами, а ушами, и вам важно, как человек общается и выстраивает коммуникацию. У нас на сайте в анкете специалиста можно послушать короткие аудиофайлы его выступлений.
Мужчина или женщина. Попробуйте понять, со специалистом какого пола вы хотели бы работать. Если это не важно, не обращайте внимания на этот пункт.
История. Если вы ориентируетесь на смысл, вам могут помочь слова, с помощью которых специалист презентует себя. Для самых дотошных, в конце анкеты есть подборка статей специалиста, опубликованных на сайте.
Образование. В образовании психоаналитика большое значение имеет личный анализ. Важно, чтобы человек, который берётся работать с бессознательным других людей, сначала достиг какого уровня согласия с собственными проблемами. Но оценить качество личного анализа специалиста сложно. Поэтому мы посчитали необходимым уделить внимание также формальным признакам образования в виде дипломов и сертификатов о повышении квалификации, информацию о которых вы также сможете найти в анкете специалиста.
Деньги – один из симптомов современности. Сложно найти человека, у которого ровные безболезненные отношения с деньгами. Поэтому плата за анализ в лакановском психоанализе является инструментом работы, и назначается индивидуально.
Что это значит? На первой сессии пси-специалист и пациент договариваются о частоте встреч (обычно 1-2 сессии в неделю), а также о сумме платы за одну сессию. Сумма, которую вы платите, должна быть значимой для вас, и такой, которую вы можете себе позволить с учётом уровня вашего дохода.
У платы за анализ есть две стороны:
Анализант платит своим желанием, когда работает в кабинете аналитика и добивается изменений в жизни. А деньги лишь способ сделать работу желания более явной.
Аналитик платит своей субъективностью, от которой он отказывается на время сессии, чтобы анализант мог наполнить отношения с пси-специалистом любым содержанием, которое подсказывает ему его бессознательное. И за это аналитик берёт плату деньгами, чтобы не было соблазна получить от анализанта что-то ещё.