Светлана Нечитайло
Важным пунктом лакановской топологии стала попытка разграничить разные регистры внутри психической структуры субъекта. Таких регистров он выделил три: Реальное, Символическое, Воображаемое. Три кольца, которые завязываются в единый узел, в сердцевине которого находится знаменитый лакановский объект маленькое а (объект причина желания).
Если очень на пальцах объяснять, то до сих пор я видела эти три регистра как-то так: Символическое – это ткань, Воображаемое – рисунок на ткани, а Реальное – это дыра, травматичность которой как раз и обусловлена тем, что это место не удается залатать нитками Символического, с помощью речи. Все, что нам остаётся, это либо продуцировать на месте этой дыры какой-то бред разной степени вписанности в общепринятый дискурс, либо галлюцинировать, закрывать эту дыру образом. И видимо по этому поводу Лакан когда-то выдал свою знаменитую формулу: бессознательное (оно же Символическое) структурировано как язык.
Это был 5-й семинар. А в 23-м семинаре формула меняется. Именно Реальное теперь структурировано как язык, а Символическое предстает как дыра. “Все узлы Лакана построены на этой функции дыры”. “Символическое – то, что проделывает дыру в Реальном”, – говорит Ж.-А. Миллер в своем курсе Pièces dectahées (Запчасти, 2004), рабочий перевод которого обсуждают сейчас в СПб. Тогда как бессознательное Лакан теперь относит к Воображаемому.
Почему бессознательное – это Воображаемое? Потому что Воображаемое – это консистентность (связанность), поясняет Миллер. И консистентность эта построена на связи, последовательности означающих. Т.е. одно означающее (S1) отсылает ко второму (S2), второе к третьему (S3), и так до бесконечности (Sn). Эта консистентность производит смысл. Из чего можно заключить, что любой смысл – это бред. Просто есть бред более генерализованный и общепринятый (религия, наука, история, идеология), а есть бред персональный.
Фрейдовская интерпретация в психоанализе была нацелена именно на смысл, и в этом смысле, несомненно, была бредовой. Во всяком случае в той части, где он настойчиво накидывает смысл на сновидения и воспоминания анализанта, пытаясь связать буквально всё со всем. Лакан версии 23-го семинара предлагает не связывать/ расшифровывать/ интерпретировать, а распускать. Распускать полотно S1->S2, как распускают ткань.
И вновь мы возвращаемся к ткани, только на этот раз это ткань, состоящая из образований бессознательного (регистр Воображаемого), кружева которых плетутся вокруг сердцевины/ядра Реального. “Анализ заключается в выделении этого ядра, и для этого нужно будет знать, как распускается вышивка (как отказаться “вышивать”?)”, – поясняет Миллер.
Ещё можно так сказать: ткань состоит из узлов (знаменитые лакановские узлы, которые он так любил вязать). То, что держит узел вместе – это Воображаемое. Петли, из которых узел состоит – та самая дыра, Символическое.
Но если бессознательное – лишь воображаемая консистентность, оно должно быть существенно связано со своей дырой, а не очаровываться тем, как одно означающее реагирует на другое. “Что касается Реального, то оно вне-существует, оно идёт в дополнение, оно есть третье как таковое, что позволяет удерживать вместе Воображаемое и Символическое. И это конкретный узел, начальный узел, как отношение трёх колец. При этом оно не образует систему – совокупность дыры, консистентность и вне-существования. ” (Миллер).
Если в Реальном и есть какая-то консистентность, то это консистентность тела, поясняет Миллер. При этом, когда мы говорим об образе тела, речь идёт о воображаемой консистентности. Тогда как на уровне материи тело разлагается, и личинки паразитов, которые кишат на поверхности разлагающегося тела – это личинки слов.
В таком случае Реальное – это те самые слова-паразиты (S1), паразиты наслаждения, копошащиеся на поверхности тела в том месте, где его коснулось разложение (где образ оказался частично разрушен), и бессознательное – это попытка придать консистентность языка распадающейся консистентности тела. Собственно, в психозе, где Символическое (функция дыры) не работает, мы говорим о бессознательном “под открытым небом”. Означающие есть, а консистентности между ними нет, и разлагающееся тело оказывается ничем неприкрыто (при тяжёлых формах шизофрении собственное тело ощущается субъектом как мертвое).
В неврозе паразит наслаждения вторгается между телом и символическим, связывая их вместе и оживляя тело. Чувство жизни, радость бытия – это все оттуда. В психозе не ограниченное символическим паразитарное наслаждение поражает тело шизофреника, пожирает его заживо. Что-то похожее имеет место и в паранойе. Мы помним, что паранойяльный бред начинается с означающего, которое выглядит изолированными, и не связывается ни с чем другим. Тот самый паразит наслаждения, S1, которое отсутствует в символической системе субъекта, и поэтому приходит как будто от другого, и вокруг которого затем продуцируется бред как защита.
Собственно, Символическое как функция дыры – это то, что мы приобретаем в результате кастрации. Кастрация в психоанализе – это символическая операция, в результате которой субъект чего-то лишается и взамен приобретает нехватку. Эта нехватка как недостающий 16-й фрагмент игры в пятнашки, пустое после, благодаря которому мы можем в этом поле 4х4 что-то менять, двигать. Благодаря этой нехватке мы можем играть. Нехватка нас подталкивает вступить в игру, ведь то, чего нам недостает, что нам нужно, есть у другого.
Я помню, когда мы шли кастрировать нашего кота, меня поразила мысль, что мы кота кастрируем, лишаем его репродуктивного органа, чтобы в итоге наоборот сделать его полным, лишить нехватки. Ведь кастрированный кот не будет испытывать полового влечения, у него не будет потребности в другом. Хотя когда животное долго живёт с людьми, оно может заразиться языком, и в этом смысле тоже становится “кастрированным”, испытывает нехватку поверх банального удовлетворения потребностей. Например, наш кот может среди ночи разбудить кого-нибудь из членов семьи требовательным мяуканьем просто потому, что ему сильно захотелось, чтобы его погладили. Еда у него есть, но ему нужно что-то ещё от другого, и он использует подобие речи – мяукает, чтобы обратить к нему свой призыв.
Но Символическое не всегда предстает как дыра. Иногда мы говорим о символическом как функции вуали, semblant. “То, что находится за вуалью, в некотором смысле спроектировано на эту вуаль. И то, что за ней находится – это объект Ничто. Вуаль – это то, что скрывает Ничто”, – это фрагмент выступления Альфредо Зенони в Клинике сингулярности в феврале 2024 (перевод И. Макарова). Объект позади вуали – это объект нехватки, но его проекция на вуаль – это и есть что-то. Функция вуали предполагает присутствие отсутствия, и это и есть функция Символического, которая дополняет Стадию зеркала, по мысли Лакана.
другие статьи специалиста
Интерпретация Фрейда нацелена на смысл, Лакан предлагает не расшифровывать, не связывать, а распускать. Отказаться вышивать как окончание анализа.
Почему тупики бессознательного проявляются преимущественно в любви, и что означает фраза Лакана “Любить – это дарить другому то, чего у тебя нет”.
Красное покрывало, растянутое на веревке на фоне молодых еловых посадок – так начинается эта крайне необычная фотосессия. Первое фото озаглавлено Mirror Stage.
Как известно, Жак Лакан на вопрос, что делает человека психоаналитиком, ответил: “Психоаналитик авторизуется самим собой, – а потом, поразмыслив, добавил, – и чем-то ещё”.
О связи между военным неврозом и Идеалом-Я, который встает на место влечения к смерти и придает ему смысл социальной связи.
Фрейд изобретает психоанализ в той точке, где он сталкивается с ограничениями психотерапии.
Психоанализ это про ответственность. Принять на себя ответственность за свою жизнь и за свои выборы, которые привели к тем или иным результатам – это важный этап на пути изменений. Это относится и к выбору пси-специалиста.
Именно поэтому мы не стали делать на нашем сайте универсальную форму для записи, и предлагаем вам самостоятельно выбрать, с каким специалистом вы хотите работать, и связаться с ним лично.
На что можно обратить внимание:
Фотография. Выберите человека, который визуально вам приятен и не вызывает отторжения.
Манера говорить. Возможно вы человек, который выбирает не глазами, а ушами, и вам важно, как человек общается и выстраивает коммуникацию. У нас на сайте в анкете специалиста можно послушать короткие аудиофайлы его выступлений.
Мужчина или женщина. Попробуйте понять, со специалистом какого пола вы хотели бы работать. Если это не важно, не обращайте внимания на этот пункт.
История. Если вы ориентируетесь на смысл, вам могут помочь слова, с помощью которых специалист презентует себя. Для самых дотошных, в конце анкеты есть подборка статей специалиста, опубликованных на сайте.
Образование. В образовании психоаналитика большое значение имеет личный анализ. Важно, чтобы человек, который берётся работать с бессознательным других людей, сначала достиг какого уровня согласия с собственными проблемами. Но оценить качество личного анализа специалиста сложно. Поэтому мы посчитали необходимым уделить внимание также формальным признакам образования в виде дипломов и сертификатов о повышении квалификации, информацию о которых вы также сможете найти в анкете специалиста.
Деньги – один из симптомов современности. Сложно найти человека, у которого ровные безболезненные отношения с деньгами. Поэтому плата за анализ в лакановском психоанализе является инструментом работы, и назначается индивидуально.
Что это значит? На первой сессии пси-специалист и пациент договариваются о частоте встреч (обычно 1-2 сессии в неделю), а также о сумме платы за одну сессию. Сумма, которую вы платите, должна быть значимой для вас, и такой, которую вы можете себе позволить с учётом уровня вашего дохода.
У платы за анализ есть две стороны:
Анализант платит своим желанием, когда работает в кабинете аналитика и добивается изменений в жизни. А деньги лишь способ сделать работу желания более явной.
Аналитик платит своей субъективностью, от которой он отказывается на время сессии, чтобы анализант мог наполнить отношения с пси-специалистом любым содержанием, которое подсказывает ему его бессознательное. И за это аналитик берёт плату деньгами, чтобы не было соблазна получить от анализанта что-то ещё.