Иван Кудряшов, Светлана Нечитайло, Константин Зайцев

Театр и психоанализ: точки пересечения (Подкаст Пси-Альянса)

Зачем театру психоанализ, и что психоанализ может взять у театра? В нашей беседе мы нашли как минимум три точки пересечения.

 

1) Театр – это реальная встреча. В театр мы приносим свое тело, которое, в рамках театральной постановки, взаимодействует с телами актеров. Психоанализ также уделяет большое внимание реальной встрече двух тел – тела аналитика и тела анализанта, и несмотря на достижения современных средств связи и переход многих пси-специалистов в режим работы онлайн, продолжает настаивать на необходимости встречаться в кабинете.

 

2) Театр – это сцена, но и кабинет психоаналитика – это тоже сцена. Более того, еще Фрейд заметил, что речь всегда идет о двух сценах. Первая сцена – то, что хочет сказать режиссер, зритель или анализант, и вторая сцена – это то, что проговаривается помимо нашего желания.

 

3) Есть два основных направления театра: театр, ориентированный на смысл (классический), где театральное действие складывается вокруг режиссерской версии истины, которую он хочет представить, а зрителю предлагается насладиться интерпретацией, эмоциями, аффектами, катарсисом. И театр, ориентированный по ту сторону смысла (современный театр, театр буто, религиозный исламский театр, Театр Жестокости А. Арто и др.), где общение со зрителем осуществляется не через нарратив или историю, а через последовательную деконструкцию и освобождение телесности актеров от существующих дискурсов, в поисках иной оптики сборки тела. Что-то похожее мы можем встретить и в психоанализе, где есть психоанализ классический, нацеленный на интерпретацию и смысл, и психоанализ современный, который выходит за пределы клиники Эдипа.

 

Беседуют психологи проекта «Психоаналитический альянс» Иван Кудряшов, Светлана Нечитайло, Константин Зайцев.

(подкаст доступен по ссылке)

 

 

другие статьи специалиста