Светлана Нечитайло
Как известно, Жак Лакан на вопрос, что делает человека психоаналитиком, ответил: «Психоаналитик авторизуется самим собой, – а потом, поразмыслив, добавил, – и чем-то ещё».
Чтение материалов Инквизиционного процесса Жанны д’Арк в свое время многому меня научило. Даже на каверзный и довольно схоластический вопрос, что значит авторизовать себя как психоаналитика, там есть ответ. Но по порядку.
Наиболее известна первая часть высказывания, про «авторизуется самим собой», которую обычно понимают так, что психоаналитика не авторизует большой Другой. Т.е. нет такого Другого, – государства или господина, мэтра, –который скажет тебе: молодец, я оценил твои успехи, теперь ты это! И даже диплом об образовании, где написано обычно что-то вроде «психолог-психоаналитик», не делает человека психоаналитиком хотя бы потому, что знание теории лежит в области сознательного знания, а психоаналитик работает со знанием, которое себя не знает, с бессознательным. Сдача экзаменов и зачётов здесь не продвинет, только личный анализ и столкновение с собственным бессознательным позволяет постепенно научиться слышать сначала себя, когда аналитик возвращает нам нашу собственную речь, а затем точно также слышать эту двусмысленность (или ее отсутствие) уже в речи других.
К слову, у меня есть диплом «психолога-психоаналитика», я его получала совершенно с конкретной целью: чтобы большой Другой в виде государства не вмешивался в мою работу. Потому что в кабинете психоаналитика может быть всего один субъект – сам анализант. Аналитик свою субъективность на время сессии убирает куда подальше, она там не нужна. И уж тем более третий, в виде государства, прокуроров или следователей, которые тоже иногда по долгу службы берутся проверить работу пси, точно в кабинете не нужны.
Почему аналитик убирает свою субъективность? Есть такая форма взаимодействия как наставничество. Там субъективность наставника очень важна: чем круче субъективность, чем богаче жизненный опыт, тем ценнее наставник. Но аналитик не наставник, он не делится своим жизненным опытом. Кабинет психоаналитика представляет собою «другую сцену», где анализант может проигрывать свои фантазмы. Психоаналитик в этой постановке даже не актер (актер – анализант), а скорее работник сцены: там включить свет, там поставить декорации, там опустить занавес. Потому что когда анализант говорит с аналитиком, он говорит не с ним, он обращается к своему большому Другому. Отвечать ему с этого места – значит поддерживать иллюзию, что он говорит с вами, значит самому быть одураченным этой иллюзией. И поэтому все великие гуру – это люди либо одураченные, либо сознательно дурачащие других.
На самом деле мы и в жизни поступаем точно также, и очень редко, когда удается встретиться с живым человеком на прямую, а не с тем, которого рисует нам наш фантазм. Но в жизни мы свой фантазм проигрываем, тогда как в кабинете у нас есть возможность его анализировать. Зачем? Да потому что весь свой бред по поводу другого, который есть у нас в голове, мы тащим в свои отношения, сами же страдаем от этого, и заставляем страдать нашего партнера. Скажем бред ревности: если человек патологический ревнивец, он постоянно ждёт, что его партнёр его предаст, и будет изводить себя и другого своими подозрениями, что рано или поздно приведет либо к реальной измене, либо к расставанию, либо к тому, что отношения превратятся в ад.
Но я слишком далеко ушла от своего первоначального вопроса. «Психоаналитик авторизуется самим собой и чем-то ещё». Чем? Школой, отвечает Лакан, профессиональными сообществом, которое подтверждает что то, что ты сам о себе вообразил – это не твой персональный бред. Ведь если есть бред ревнивца, то бред психоаналитика тоже есть, почему нет? Таких бредящих на рынке труда немало. В Новосибирске недавно прошел семинар, посвященный «Авторизации психоаналитика самим собой», организованный тем самым Сибирским институтом психоанализа, который я окончила. Судя по анонсу, авторизовывали прямо на семинаре, и можно было даже получить сертификат об успешном пройденной авторизации, а именовать себя психоаналитиками в России оказывается не что иное как смелость, а не попытка нацепить на себя модный бейдж.
Именно поэтому профессиональное сообщество психоаналитиков отнюдь не про демократию, и еретиков с бейджами, дурачащими себя и других, там жгут на костре (зачеркнуто) не слишком жалуют. Поэтому на вопрос, являюсь ли я психоаналитиком, я с некоторых пор себе отвечаю как Жанна д’Арк отвечала схоластам на инквизицоннном процессе. Они спросили ее, пребывает ли она в благодати, прекрасно зная, что на это нельзя ответить ни «да», ни «нет». Сказать «да» значило впасть в смертельный грех гордыни, сказать «нет» – признать себя отверженной. Жанна была простой пастушкой и академий не заканчивала, но ее светлый ум, соединенный с теми элементарными знаниями, которые она усвоила, слушая молитвы и проповеди, помог найти единственно правильный ответ: «Если я нахожусь вне благодати, пусть господь мне ее пошлет; если я пребываю в ней, пусть он меня в ней хранит».
С маленькой поправкой: психоанализ не верит в большого Другого, а значит открыть в себе «благодать» и себя в ней хранить придется самостоятельно. В остальном аминь! 😉
другие статьи специалиста
Интерпретация Фрейда нацелена на смысл, Лакан предлагает не расшифровывать, не связывать, а распускать. Отказаться вышивать как окончание анализа.
Почему тупики бессознательного проявляются преимущественно в любви, и что означает фраза Лакана “Любить – это дарить другому то, чего у тебя нет”.
Красное покрывало, растянутое на веревке на фоне молодых еловых посадок – так начинается эта крайне необычная фотосессия. Первое фото озаглавлено Mirror Stage.
Как известно, Жак Лакан на вопрос, что делает человека психоаналитиком, ответил: “Психоаналитик авторизуется самим собой, – а потом, поразмыслив, добавил, – и чем-то ещё”.
О связи между военным неврозом и Идеалом-Я, который встает на место влечения к смерти и придает ему смысл социальной связи.
Фрейд изобретает психоанализ в той точке, где он сталкивается с ограничениями психотерапии.
Психоанализ это про ответственность. Принять на себя ответственность за свою жизнь и за свои выборы, которые привели к тем или иным результатам – это важный этап на пути изменений. Это относится и к выбору пси-специалиста.
Именно поэтому мы не стали делать на нашем сайте универсальную форму для записи, и предлагаем вам самостоятельно выбрать, с каким специалистом вы хотите работать, и связаться с ним лично.
На что можно обратить внимание:
Фотография. Выберите человека, который визуально вам приятен и не вызывает отторжения.
Манера говорить. Возможно вы человек, который выбирает не глазами, а ушами, и вам важно, как человек общается и выстраивает коммуникацию. У нас на сайте в анкете специалиста можно послушать короткие аудиофайлы его выступлений.
Мужчина или женщина. Попробуйте понять, со специалистом какого пола вы хотели бы работать. Если это не важно, не обращайте внимания на этот пункт.
История. Если вы ориентируетесь на смысл, вам могут помочь слова, с помощью которых специалист презентует себя. Для самых дотошных, в конце анкеты есть подборка статей специалиста, опубликованных на сайте.
Образование. В образовании психоаналитика большое значение имеет личный анализ. Важно, чтобы человек, который берётся работать с бессознательным других людей, сначала достиг какого уровня согласия с собственными проблемами. Но оценить качество личного анализа специалиста сложно. Поэтому мы посчитали необходимым уделить внимание также формальным признакам образования в виде дипломов и сертификатов о повышении квалификации, информацию о которых вы также сможете найти в анкете специалиста.
Деньги – один из симптомов современности. Сложно найти человека, у которого ровные безболезненные отношения с деньгами. Поэтому плата за анализ в лакановском психоанализе является инструментом работы, и назначается индивидуально.
Что это значит? На первой сессии пси-специалист и пациент договариваются о частоте встреч (обычно 1-2 сессии в неделю), а также о сумме платы за одну сессию. Сумма, которую вы платите, должна быть значимой для вас, и такой, которую вы можете себе позволить с учётом уровня вашего дохода.
У платы за анализ есть две стороны:
Анализант платит своим желанием, когда работает в кабинете аналитика и добивается изменений в жизни. А деньги лишь способ сделать работу желания более явной.
Аналитик платит своей субъективностью, от которой он отказывается на время сессии, чтобы анализант мог наполнить отношения с пси-специалистом любым содержанием, которое подсказывает ему его бессознательное. И за это аналитик берёт плату деньгами, чтобы не было соблазна получить от анализанта что-то ещё.