Юлия Третьякова

ЛЮБОВЬ СЛЕПА

Когда на своем жизненном пути мы встречаем объект своего желания, неведение нередко играет свою роль. Когда мы захвачены любовной страстью, слишком ясное видение другого может поставить фантазию под угрозу, поэтому влюбленные закрывают глаза, чтобы сохранить свой пыл. Мы не ошибаемся, говоря, что любовь слепа.


Однако в современном мире, похоже, подход к самообману, которого требует любовь, изменился. Люди, ищущие партнера в Интернете, заполняют анкеты, указывая какие качества они ищут в возлюбленном, как будто можно рационально описать то, что вызывает наше желание. Секретные алгоритмы сайтов знакомств подбирают им потенциальных партнеров, как будто показатели могут помочь людям, когда они прокладывают свой путь по дорогам своих и чужих желаний. И когда люди все-таки создают отношения, сохранить тайну становится все труднее и труднее: социальные сети и мобильные приложения позволяют легко отслеживать каждую мысль и движение возлюбленного. Но действительно ли люди хотят, чтобы любовь перестала быть слепой? И каким образом любовь связана с неведением?


Когда Жак Лакан говорил о любви, он отмечал, что в любви мы даем то, чего у нас нет, и ищем и видим в других то, чем они не обладают. Мы создаем фантазию, и когда эта фантазия рушится, мы перестаем любить или заменяем любовь ненавистью. Ненависть, также как и любовь, требует от нас закрывать глаза. Ненависть и любовь сосредоточены на том, что невозможно ухватить в человеке. Очень часто не существует рациональной причины, по которой один человек должен любить или ненавидеть другого, и это потому, что оба этих чувства основаны на неведении. Хотя любовь может превратиться в ненависть, возможен и обратный вариант, когда ненависть превращается в любовь.


Влюбленные отнюдь не всегда хотят получить ответ от объекта своего влечения. Как проницательно замечает великий русский поэт Александр Пушкин:

«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей».

«С тех пор, как мужчины пишут о любви, ясно, что им живется тем лучше, чем дольше красавица остается немой, чем дольше она не отвечает ни слова», – пишет французский психоаналитик Мишель Сильвестр.


Влюбленный подобен околдованному человеку, который не видит ничего, кроме объекта своей страсти. Знание и истина становятся неважными, игнорируются или отрицаются в муках вожделения или любви. Шекспир в одном из сонетов пишет: «Любовь слепа и нас лишает глаз. Не вижу я того, что вижу ясно».


Вера здесь превалирует над знанием. Хотя вера и знание могут сосуществовать, знание зачастую отодвигается на второй план с тем, чтобы влюбленный мог сохранить фантазию, которая поддерживает любовь. Вера в ложь или игнорирование правды- это настолько общепринятая часть любовных отношений, что людям, изменяющим своим партнерам удается отрицать свои действия довольно долго. Иногда сильная склонность к неведению и отрицанию позволяет партнерам наладить свои отношения.

 

Фантазия формирует восприятие человеком реальности, и поэтому она редко меняется, когда человек открывает для себя новые знания, истину или факты. Фантазии имеют мало общего с тем, как обстоят дела в реальном мире. Часто фантазия субъекта действует как защита от реальности, в результате никакая правда или информация об объекте любви не может изменить восприятие любящего.


Стремясь успокоить свою тревогу и не чувствовать себя отвергнутыми, некоторые люди всегда первыми отказываются от отношений. Переходы от одного возлюбленного к другому становятся частью стратегии предотвращения отверженности и заброшенности.


Более подробно тема неведения в любви и ненависти, а также тема знания и неведения о генах будет раскрыта на лекции, которая состоится 30 сентября в 16:00 в пространстве ABRI по адресу деловой центр Европа (Красный проспект, 182/1), офис 804. Ведущая: психоаналитик Третьякова Юлия.

 

юлия третьякова

другие статьи специалиста