Юлия Третьякова

Этика перверсии. Два «знания» перверта

Если во времена Фрейда сексуальные отношения были продиктованы традиционными взглядами и единственно нормальным считался гетеросексуальный половой акт, ведущий к зачатию, то сегодня такие «перверсии», как минет, куннилингус, анальный секс и др. практикуются большей частью населения. Что же тогда сегодня мы понимаем под перверсией и кто такой перверт?


Сегодня мы наделяем перверсивностью только такой акт, который одному субъекту приносит сексуальное наслаждение, в то время как другой субъект включен в него лишь в качестве инструмента для этого наслаждения. И соответственно, идеальный коитус, будь то гетеросексуальный или гомосексуальный, представляется как желание доставить удовольствие не только себе, но и другому. То, что доставляет мне удовольствие, не сводится просто к тому сексуальному удовольствию, которое я черпаю из другого, или же к упоению от той мысли, что другой получает удовольствие от меня. Очевидно, что такое удовольствие возникает оттого, что другой получает его вместе со мной.


Но в то же время перверсия не предполагает использования другого как объект, вещь, а использует его как субъекта. Можно сказать, что в перверсии другой не «субъективированный объект», но индивидуально объективирован как субъект. Субъективность другого является важным компонентом перверсивного акта!


Например, эксгибиционист требует взгляда, удивленного или восхищенного, от той женщины, которой он демонстрирует свой пенис. Сцена, необходимая для вовлечения вуайериста, должна состоять из одного или нескольких субъектов, получающих сексуальное удовольствие: их наслаждение в качестве субъектов является необходимой чертой для вуайериста. Садист наслаждается мольбами и болью своей жертвы: он нацелен на то, чтобы причинить субъекту страдание. Мазохист удовлетворяется гневом и презрением другого.


В общем, мы распознаем перверсию там, где субъективность другого эксплуатируется как инструмент для удовольствия. Этическое измерение возникает там, где другой человек рассматривается как цель, а не как средство.


Лакановская мысль говорит о том, что перверт – это тот, кто нуждается в законе для того, чтобы получить наслаждение. Перверсивному человеку необходимо присвоить моральный запрет для того, чтобы пользоваться им для сексуального удовольствия, так как перверт лучше, чем кто-либо, знает о сути этого запрета – он использует его не для того, чтобы быть хорошим, а для того, чтобы достичь сексуального наслаждения.


Следовательно, перверсия задана этическими рамками. Садисту известно предписание «не преследовать невинных», именно поэтому он «причиняет боль» невинному – это и есть конечная цель его удовольствия. Мазохист наслаждается, будучи наказанным за провинность, поэтому притворяется, что совершает эти провинности. Для удовольствия эксгибициониста необходимо правило «не показывать свои гениталии посторонним», именно поэтому он наслаждается, демонстрируя их. А в случае вуайериста правило, от несоблюдения которого он получает удовольствие, звучит как «не подглядывать с вожделением за другими в то время, когда они занимаются сексом». Удовольствие фетишиста требует этически сексуального предписания «женщина должна быть желанна в своей целостности», для того чтобы желать ее отдельные части. Все перверсии демонстрируют такую инверсию использования моральных норм.


Таким образом, подлинная суть перверсий заключается в этической несогласованности с наслаждением другого, в желании использовать другого в качестве субъекта для того, чтобы получить удовольствие. Подчеркну: в качестве именно субъекта, а не объекта.


Мы не рассматриваем в качестве перверсивных такие садомазохистические игры, в которых, к примеру один из партнеров прикован к постели и подвергается жестокому обращению, но при этом получает удовольствие от всего этого. В этом случае мы можем говорить о сексуальных играх, но не о перверсии.


Фрейдовская теория перверсий основана на «расщеплении я» как следствии отклонения (Verleugnung) реальности. Фетишизм – своего рода эффект отрицания отсутствия пениса у женщины. На сознательном уровне фетишист знает, что у женщины нет пениса, но с другой стороны – со стороны желаемого знания – он продолжает думать, что пенис у женщины есть. Фетиш является ни чем иным, как женским фаллосом, наличие которого делает женщину желанной. Такое сосуществование двух «знаний» определяет расщепление я: с одной стороны есть знание, а с другой «знание».


Садист наслаждается, потому что, с одной стороны, он очень хорошо знает, что его жертва невиновна, что она не заслуживает такого страдания. Но с другой – когда дело касается непосредственно его эротической практики, он «знает», что жертва заслуживает наказания. Та же ситуация с мазохистом, он прекрасно знает, что женщина, на которую возложена карающая роль, всего лишь его соучастница; но все же, он «знает», что у женщины или мужчины есть право причинять ему сильные страдания. В садизме и мазохизме роли виновного и невиновного расположены по разные стороны расщепления: на уровне эмпирического знания невиновность (другого или своя собственная) признается, но в то же время на уровне «наслаждающегося знания» допускается виновность (другого или себя).


Что касается вуайериста, то он знает, что исключен из сексуальной сцены, которую наблюдает, потому что простой факт собственного сокрытия исключает его из акта; но опять же, он «знает» и «видит», что он участвует в этом коитусе; его удовольствие проистекает именно из этого чувства включенности через исключенность.


Эксгибиционист отлично знает, что демонстрация его пениса не доставляет женщине какого-либо удовольствия; и тем не менее он «знает», что женщина наслаждается этим, поэтому в этот момент он чувствует себя великодушным организатором приятного шоу.


В трансвестизме расщепление касается различия между двумя видами знания, своего собственного и актуального другого: субъект знает себя мужчиной, пока другой «знает» его как женщину. Трансвестит получает удовольствие от того факта, что другой знает его как женщину.


В общем, не перверсивный сексуальный акт – это милосердное отношение одного к другому. Милосердие – это опыт со-чувствия к желанию другого, ощущение ответного влечения. Без сочувственного милосердия любой сексуальный акт – даже при полном совпадении с гетеросексуальными нормами – приобретает перверсивный оттенок и проявляется как использование другого в роли субъекта, как средство для удовольствия.

 

Более подробно тема перверсий будет раскрыта на лекции, которая состоится 11 ноября в 16:00 в пространстве ABRI по адресу деловой центр Европа (Красный проспект, 182/1), офис 804. Ведущая: психоаналитик Третьякова Юлия.

юлия третьякова

другие статьи специалиста