Юлия Третьякова
Фрейд установил ревность ядром всей психической истории, а не только перверсивной. Желание и зависть ребенка обусловлены тем, что родитель того же пола сексуально наслаждается другим родителем, который тоже в свою очередь наслаждается. Однако даже такое общеизвестное чувство, как ревность, требует уточнения. Аналитики, как правило, расценивают ревность как страх потерять любовный объект. Но страх потери любовного объекта является всего лишь одним из аспектов ревности.
Давайте возьмем один из самых известных случаев ревности: Отелло. Он никогда не говорил, что его мучает страх потерять Дездемону или что он не чувствует себя больше любимым. Мы, читатели, знаем, что его ревность необоснована. Что заставляет Отелло страдать? Воображаемая сцена: Дездемона занимается любовью с Кассио, получая при этом удовольствие. Никто не мог успокоить Отелло, сказав, например: «Почему тебя так волнует то, что делает Дездемона, когда ты отсутствуешь? Главное то, что ты получаешь удовольствие от Дездемоны, она от тебя, а остальное не твое дело». Но такой аргумент не имеет смысла для ревнивца.
Ребенку очень неприятно представлять себе, что взрослые получают интенсивные, бурные и счастливые переживания друг от друга. И по сути, первичная сцена- это одно из исключений: субъект находится вне этой сцены – «я не являюсь ни источником желания, ни удовольствия для другого, которого я люблю». Такая исключенность другим и есть матрица перверсии.
В ревности чувство исключенности оборачивается ощущением, что третий участник неотвратимо включается в отношения пары: и что третий участник, который исключает меня, тем самым включает себя в мои эротические отношения. Ревнивец предпочтет скорее уничтожить любимый объект – убить Дездемону, – чем признает право получать эротическое удовольствие без него. Сводить ревность к страданию от возможной утраты другого в качестве объекта – значит совершать ошибку. По большей части ревнивец страдает от своей собственной исключенности из эротического наслаждения другого с Другим.
Ревность является скорбью от изгнания из наслаждающегося другого. Она представляет собой элементарную боль, которая лежит в основе перверсивных «выборов». Перверсивность заключается в преобразовании травмы ревности в особый способ сексуального наслаждения. Таким образом, перверсию можно рассматривать как своего рода лечение/ защиту против депрессии и ярости, возникающих вследствие исключенности из первичной сцены.
Чтобы понять, что является причиной депрессии, ярости или того и другого вместе, не следует фокусироваться на дуальных отношениях мать/ребенок. Мать – это женщина. Ребенок в определенный момент неизбежно наталкивается на то, что его мать- это также и женщина. И именно этот момент может спровоцировать перверсивную жажду мести. Перверсивное сексуальное удовольствие извлекается из повторения ситуации исключенности.
Возьмем для примера мазохизм, где я как субъект нахожусь на уровне униженного объекта, оставленного женщиной. Мое существование в качестве отвергнутого объекта становится толчком для особого удовольствия, поскольку удовольствие другого, кто «предал меня» с другим, становится причиной моего субъективного наслаждения. Наша психическая жизнь зачастую обусловлена загадочной реальностью значимых других как субъектов.
В эксгибиционистском акте мужчина неожиданно демонстрирует свой пенис (часто во время мастурбации) неизвестной женщине в неподходящих ситуациях. Эксгибиционист перверсивен до такой степени, что не инициирует коитус, в котором участвует другой, а замещает его. Эксгибиционист выбирает свою жертву, женщину или девушку, без какого-либо явного эротического желания. Его целью является захват ее взгляда. И здесь мы имеем дело не с милосердным актом, напротив, реакция женщины или девушки- это, как правило, ужас, отвращение и страх. Она оказывается исключенной навязанным ей перверсивным актом. Эксгибиционист характеризуется большой долей ненависти по отношению к женщине- особенно к матери. Мать эксгибициониста зачастую оказывается холодной и жестокой, а в жены он выбирает женщину «материнского типа».
Гнев субъекта, который вызывает у него его собственная исключенность, еще более очевиден в вуайеризме. Вуайерист перверсивен, поскольку наслаждается, подсматривая совокупление пары – или женщины, которая мастурбирует, – не будучи, в свою очередь, видимым тем, на кого смотрит. Подглядывающий -это тот, кто наблюдает за чьим-либо сексуальным актом, но в свою очередь, не хочет, чтобы его видели. Таким образом, то, чем он действительно наслаждается, – это не сексуальный акт, а его собственная исключенность из сексуального акта. Вуайерист трансформирует страдание от собственной исключенности в удовольствие, так как теперь он занимает активную позицию, которая превосходит их активность: любовники, которые получают удовольствие, сокращаются до объектов его довольствующегося взгляда. Незаметно для них вуайерист овладевает ими. Таким образом, он не просто наслаждается своим реваншем, который берет у матери и ее партнера, у тех, кто предзадал ему позицию в его детстве – не-участия в их коитусе, – но также занимает господскую позицию: теперь это любовники оказываются исключены из видения того, что они делают.
Определенная доза перверсивности неотъемлема даже от самых нормальных сексуальных отношений. Когда мужчина занимается любовью с женщиной, где-то в глубине его сознания он представляет, что третий глаз следит за ним. Кто-то еще является присутствующе-отсутствующим в этой сцене. Присутствие этого Другого (третьего глаза), который нависает на заднем плане, обусловлено тем, что каждый сексуальный акт есть нечто человеческое, то есть акт животного, наделенного самосознанием.
Но что представляет собой такое самосознание? Самосознание- это способность человека быть увиденным самим собой. Самосознание- это всегда сознание своей собственной исключенности, видение себя в качестве объекта, ob-jectum- (этимологически: отделенный, от-бросок), выброшенным, исключенным.
Человеческое существо созревает для соития достаточно поздно. Перед тем как стать способным заниматься любовью, он или она все время находится в мире видения себя в качестве исключенных из взрослой любви. Вслед за этим можно сказать, что в нормальном коитусе мы, взрослые, берем реванш за нашу изначальную исключенность из пары: и на этот раз Другой может только смотреть на нас. Эта третья сторона, которая наблюдает за мной, занимающимся сексом с кем-то еще, есть не что иное как я в роли недоуменного ребенка, оставшегося там.
Но в перверсивных актах, мы вновь и вновь оказываемся теми исключенными. Наше изгнание из удовольствия другого оказывается неотмщенным, а тем, что вновь возвращается в игру в самых грубейших формах.
Более подробно тема исключенности, ревности, ярости и гнева в перверсиях будет раскрыта на лекции, которая состоится 25 ноября в 16:00 в пространстве ABRI по адресу деловой центр Европа (Красный проспект, 182/1), офис 804. Ведущая: психоаналитик Третьякова Юлия.
другие статьи специалиста
Перверсивность заключается в преобразовании травмы ревности в особый способ сексуального наслаждения.
Подлинная суть перверсий заключается в этической несогласованности с наслаждением другого, в желании использовать другого в качестве субъекта для того, чтобы получить удовольствие.
В начале XX века Фрейд высказал положения о том, что человеческая сексуальность всегда уже отклоняется от человеческой биологии и является полиморфно-перверсивной.
Современное общество делает акцент на индивидуализм и требует от людей быть заметными. Нехватка признания от других вызывает психологическое страдание, которое может привести к гневу и актам насилия.
Когда мы захвачены любовной страстью, слишком ясное видение другого может поставить фантазию под угрозу, поэтому влюбленные закрывают глаза, чтобы сохранить свой пыл.
Век научно-технического прогресса, цифровых технологий и интернета породил свою крайность.
Психоанализ это про ответственность. Принять на себя ответственность за свою жизнь и за свои выборы, которые привели к тем или иным результатам – это важный этап на пути изменений. Это относится и к выбору пси-специалиста.
Именно поэтому мы не стали делать на нашем сайте универсальную форму для записи, и предлагаем вам самостоятельно выбрать, с каким специалистом вы хотите работать, и связаться с ним лично.
На что можно обратить внимание:
Фотография. Выберите человека, который визуально вам приятен и не вызывает отторжения.
Манера говорить. Возможно вы человек, который выбирает не глазами, а ушами, и вам важно, как человек общается и выстраивает коммуникацию. У нас на сайте в анкете специалиста можно послушать короткие аудиофайлы его выступлений.
Мужчина или женщина. Попробуйте понять, со специалистом какого пола вы хотели бы работать. Если это не важно, не обращайте внимания на этот пункт.
История. Если вы ориентируетесь на смысл, вам могут помочь слова, с помощью которых специалист презентует себя. Для самых дотошных, в конце анкеты есть подборка статей специалиста, опубликованных на сайте.
Образование. В образовании психоаналитика большое значение имеет личный анализ. Важно, чтобы человек, который берётся работать с бессознательным других людей, сначала достиг какого уровня согласия с собственными проблемами. Но оценить качество личного анализа специалиста сложно. Поэтому мы посчитали необходимым уделить внимание также формальным признакам образования в виде дипломов и сертификатов о повышении квалификации, информацию о которых вы также сможете найти в анкете специалиста.
Деньги – один из симптомов современности. Сложно найти человека, у которого ровные безболезненные отношения с деньгами. Поэтому плата за анализ в лакановском психоанализе является инструментом работы, и назначается индивидуально.
Что это значит? На первой сессии пси-специалист и пациент договариваются о частоте встреч (обычно 1-2 сессии в неделю), а также о сумме платы за одну сессию. Сумма, которую вы платите, должна быть значимой для вас, и такой, которую вы можете себе позволить с учётом уровня вашего дохода.
У платы за анализ есть две стороны:
Анализант платит своим желанием, когда работает в кабинете аналитика и добивается изменений в жизни. А деньги лишь способ сделать работу желания более явной.
Аналитик платит своей субъективностью, от которой он отказывается на время сессии, чтобы анализант мог наполнить отношения с пси-специалистом любым содержанием, которое подсказывает ему его бессознательное. И за это аналитик берёт плату деньгами, чтобы не было соблазна получить от анализанта что-то ещё.